3.27 Другой тип вопросов – это так называемые ‘wh’ – вопросы. Если вы хотите передать такой вопрос в структуре косвенной речи, вам следует использовать оборот, начинающийся с ‘wh’ – слова (см. урок 255).
He came in and asked where she was.
She hadn’t asked him why he was taking her to a medical research laboratory
rather than to a normal hospital.
I asked him how long he had known all this, how he had found out.
At least half a dozen other members approached me with similar expressions
of goodwill – never once asking me where I was from, what I was doing
here, or any other pointed queries.
When anyone queried where the vehicle was he told them he
had it out on special loan.
When her aunt questioned why she had been crying night after night,
Annabelle sobbed that she was ugly and none of the boys liked her.
3.28 Когда конец вопроса ясен из контекста, его можно передать
использованием ‘wh’ – слова. Это более характерно для разговорной, неофициальной
речи и имеет место особенно часто со словом ‘why’.
His mother is crying. He asks why. ‘Because your father isn’t
here,’ she says.
The girl, he thought, had been transferred to another building. When I
asked where, he explained that patient information was private.
3.29 Имеется лишь небольшое число глаголов, используемых для передачи
вопросов (как ‘yes / no’, так и ‘wh’ – вопросов). Ниже приводятся основные
из числа данных глаголов:
ask enquire |
inquire query |
question |
После многих других глаголов – сигналов косвенной речи может идти оборот,
вводимый словом, начинающимся на ‘wh’, но эти глаголы используются скорее
для передачи суммарного утверждения, нежели для перефразирования вопроса.
Использование оборотов, начинающихся на ‘wh’ – слово, для перевода
в косвенную речь восклицаний
3.30 Человек, слова которого мы переводим в косвенную речь, иногда
показывает, что он или она говорит о степени, в которой существует то
или иное качество, или же о степени, в которой что-то ощущается или делается.
Подобные высказывания иногда называются восклицаниями, особенно,
если речь идёт об удивлении, разочаровании, удовольствии или неудовольствии.
В конце подобных высказываний ставится восклицательный знак, при этом
используется ряд грамматических средств. В первом примере качество и степень
его проявления обозначаются с помощью прилагательного. Во втором примере
качество «удовольствие» обозначается с помощью существительного. В третьем
примере степень, в которой говорящий cares, выражена с помощью наречия.
It is all terribly distressing.
What a pleasant welcome!
I care very much about doing things the right way!
3.31 Мы переводим в косвенную речь восклицания и другие подобные высказывания о тех или иных качествах, используя так называемые ‘wh’ – придаточные предложения, начинающиеся с ‘how’ и ‘what’. После ‘how’ следует прилагательное или наречие; после ‘what’ следует словосочетание с именем существительным.
He complained how ‘difficult it is to have efficiency in the I.
A. with such slow promotion’.
Everyone, including Mrs Bingham, remarked how much she resembled Marie
Antoinette.
Sharpe tried to throw it off by saying how terrible the retreat to
Corunna had been.
She said how lucky I was that I could save money in that way.
He congratulated me warmly and said how much he was looking forward
to meeting her.
Tony had said what an unexpected pleasure it was.
Ниже приводится перечень основных глаголов – сигналов косвенной речи,
которые можно использовать с придаточными предложениями, начинающимися
с ‘wh’ – слова, для передачи восклицаний и других подобных высказываний
о степени проявления тех или иных качеств:
acknowledge admit announce assure boast comment |
complain confess confirm emphasize exclaim explain |
inform insist mention observe remark remind |
say stress tell testify |
Фразовый глагол ‘point out’ используется аналогичным образом.
3.32 Подобный вид косвенной речи обычно используется в неофициальном
общении, таком, как, например, беседа. В более официальных условиях, с
некоторыми из глаголов, можно передать аналогичное суждение путём использования
придаточного предложения, вводимого ‘wh’ – словом и находящегося в рамках
предложного словосочетания.
They occasionally commented on how good her work was.
She reminded me of how generous she and Doyle had been to Joe and me
over the past months.
Ниже приводится перечень глаголов, которые можно использовать подобным
образом. Соответствующий предлог даётся в скобках.
assure (of) boast (of) comment (on) complain (about / of) |
confess (to) inform (of) insist (on) remark (on) |
remind (of) tell (of) |