3.9 Ссылаясь на чужую речь, мы можем использовать частичную цитату (см урок 259). Частичная цитата используется для того, чтобы придать цитируемым словам большую выделенность. Она предполагает, что данная часть высказывания особенно важна или даже, в каком-то отношении, удивительна, и поэтому её следует представить непосредственно в оригинальном виде.
There was a ripple of laughter when he asserted that Germany
now had ‘unusually’ successful relations with Britain.
Mr Hurd predicted
that Dr Boutros Ghali was going to be a ‘very effective’ secretary-general.
The
Revenue replied that ‘the Board of Inland Revenue is unable to supply exact
figures’ for years prior to this date.
The presidency has been described
as ‘an irrelevant bore’.
3.10 Частичная цитата используется
также для того, чтобы ваш слушатель или читатель смог получить представление о
стиле человека, чью речь мы передаём.
A hoarse voice told the policeman
that Antoine Argoud, ‘nicely tied up’, was in a van parked behind the CID
building.
Mr Kinnock told the Prime Minister that her ‘tantrum tactics’
in Rome would not stop the process of change.
The house was ‘small’, she noted
in her journal, ‘but is to be put in good order’.
Различные
речевые акты и способы их передачи в прямой и косвенной речи
3.11Как в прямой, так и в косвенной речи мы можем показать, какова была цель или намерения говорящего. Высказывания, имеющие различную целевую направленность, известны в лингвистике как различные речевые акты. С помощью определённых грамматических структур выражаются следующие три вида речевых актов: информирование (обычно в виде тех или иных утверждений), просьба дать информацию (обычно в вопросах) и распоряжение (обычно в виде приказа). Существует множество других речевых актов, которые выражаются не с помощью каких-то определённых грамматических структур, а целым рядом структур, нередко включающих модальные глаголы. Эти речевые акты включают следующее: предложение сделать что-либо, высказывание предположения, предоставление совета и формулирование просьбы. 3.12Частично мы можем показать вид речевого акта путём выбора того или иного глагола – сигнала прямой и косвенной речи (это глаголы, перечисленные в уроке 279, они показывают целевую установку говорящего).
‘But why?’
I queried.
It has also been announced that Italy has recognized
Russia as an independent state.
Если вы решаете выбрать цитату,
то сама цитата часто говорит о виде речевого акта, и вам не надо указывать на
это с помощью глагола – сигнала. Приводимые ниже примеры показывают, что мы имеем
дело с утверждением, вопросом, приказом и предложением, и всё это с помощью одного
глагола – сигнала ‘said’.
‘She likes you,’ he said.
‘What
do you want?’ the manageress said when the kid entered the office.
‘Get
out of here,’ Carlyle said.
‘Let’s drive!’ you said.
Однако
цитата далеко не всегда способна чётко показывать целевую установку говорящего.
Это может сделать соответствующий глагол – сигнал прямой речи.
‘We
wouldn’t get in the way,’ Suzanne promised. ‘We’d just stand quietly in
a corner.’
3.13Если вы используете структуру косвенной речи,
тип придаточного предложения также способен указать на особенность того или иного
речевого акта. Например, после глагола – сигнала ‘ask’ мы можем использовать придаточное
предложение со словом, начинающимся на ‘wh’, для того, чтобы ввести вопрос.
Our
reporter asked the President what he thought was behind the unrest.
Или
же мы можем использовать придаточное предложение, вводимое ‘whether / if’, для
того, чтобы указать на ‘yes / no’ – вопрос.
I began to ask women
of they could describe the things they do to make themselves feel safer.
Или
же мы можем использовать инфинитивный оборот с частицей ‘to’для сообщения о распоряжении
(команде):
The police were asking us to disperse. They were
asking everybody to disperse.
Кроме того, можно использовать
придаточное предложение, вводимое союзом ‘that’, для передачи вопроса:
He
simply asked that you make contact with him.
В следующих уроках расскажем о том, каким образом мы можем использовать различные виды структур прямой и косвенной речи для сообщения о тех или иных типах речевых актов.